14-летний сын подходит к отцу и спрашивает: - Папа, а какую компьютерную игру ты ждал больше всего, когда был в моем возрасте? - S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, сын! - И как, она тебе понравилась? - Я не знаю, но надеюсь, скоро мы сможем ее оценить вместе! Грустно, не правда ли. В своё время интернет пестрил такими шуточками. Такие анекдоты не веселили, а вгоняли в тоску ещё больше. Почти 8 лет мы ждали этот шедевр, но с каждым переносом, с каждым «нам пришлось отказаться от этого» угасал маленький огонёк в душе, и постепенно огромное пламя уменьшалось. И всё-таки, GSC сдержала слово и выпустила игру в марте и теперь «главдир» и его машина могут спать спокойно (кто не в курсе: он обещал отдать свою машину на растерзание фанатам, если игра не появится в назначенный срок). Все ждали скорейшего выхода игры, но теперь, могу поспорить, у каждого на уме только одно: «лучше бы его отложили и доделали».
Добро пожаловать на Зону, Меченый - Что может быть лучше и напряженнее игры в S.T.A.L.K.E.R.? - Процесс его ожидания….
Да, больной темой для СТАЛКЕРа всегда останется его затяжная разработка. В своё время эта игра сумела поразить и покорить всех своим сюжетом и атмосферой. К созданию последней послужили моменты из творения братьев Стругацких "Пикник на обочине" (разработчики даже не упомянули данных авторов в финальных титрах… плохо). Сюжет также произвёл на всех неизгладимое впечатление - в недалеком будущем в Чернобыльской АЭС происходит загадочный взрыв, который заражает всю близлежащую местность и убивает, заражает всю прилегающую территорию. Со временем Зона разрастается, поглощая в себя все большие и большие пространства, а на зараженной территории появляются мутанты, зомби, животные, а также неизвестные предметы, появившиеся в результате воздействия радиации – артефакты. Конечно же, Зона стала привлекать к себе внимание различных людей – учёных, военных и, куда же без них, сталкеров. И вот, начиная с этого момента, всё идет не по нужному направлению. Нам отводят роль безымянного сталкера, которого полуживого находит другой сталкер. Всё, что у нас есть – это PDA с единственной заметкой – убить Стрелка. Увеличить картинку (новое окно) Прежде, чем отправиться на поиски загадочного Стрелка, придётся выполнить свой долг перед обществом – отработать свою спасенную жизнь. По ходу выполнения квестов мы будем постигать загадки Чернобыльской Зоны и тайны причины взрыва. М-м, квесты – сколько в этом слове захватывающего, интересного для любого фаната RPG. Здешние же квесты отличаются умелым копированием. Взять то, принести туда, поговорить с тем, убить того, помочь тем – ничего нового. Но не в этом проблема. Все ждали, что квесты в антураже Зоны будут смотреться по-особому, будут не похожими на задания из других RPG. Но из-за того, что Зона получилась не такой, какой её показывали на роликах, рисовали на скриншотах, обещали во многих интервью – вся эта изысканность полетела к чертям. Главный её минус – похожесть. Каждая следующая локация схожа с предыдущей: те же заборы, те же монстры, те же бандиты. Когда разработчики отказывались от швов, возникали только положительные отзывы и одобрение в лице геймеров. Все же помнят украинское творение Deep Shadow – Xenus. Разработчики во всю гордились своим бесшовным миром. «Никаких переходов, загрузился и полетел», - кричали украинские девелоперы. И что в итоге? Я лично не встречал ни одного человека, сумевшего поиграть в игру без тормозов. Нет, может это моя вина т.к. не у всех моих друзей есть 2-2,5 Гб оперативной памяти. Но мы же сейчас говорим не о Xenus. Но после такого издевательства над локациями, вопрос «куда же делся весь автопарк?» - отпадает сам собой. Вы только представьте такую картину: едете вы на Ниве… Нет-нет, слишком безобидно. Летите вы на военном вертолёте, пролетаете тот жалкий 1 км. территории и… бац, загрузка следующей. «О, Господи! Я забыл купить патроны и аптечку», - мелькает в голове. Разворот на 360 градусов и опять загружаемся. Весело, не правда ли. Но есть положительные моменты: вы увидите все картинки на заднем плане и выучите наизусть следование объектов при загрузке: «Та-ак, загрузка текстур, синхронизация. Вот-вот, почти». Увеличить картинку (новое окно) Самым главным обещанием разработчиков была «Система Симуляции Жизни». Все же слюнки пускали, только представив игру, в которой каждый NPC живет своей жизнью: отдыхают, едят, воюют между собой, попадают в аномалии, ищут артефакты. Но и здесь подвох. Вроде, что-то такое присутствует: сталкеры бегают по зоне, создавая видимость жизни, сидят у костра, рассказывают три повторяющихся анекдота, травят одни и те же истории, играют повторяющиеся песни, но королём данной вечеринки всё равно останется г-н скрипт. Игра нафарширована заскриптоваными роликами, действиями, как индейка специями на День благодарения. Чего стоят аномалии в игре. У каждого возникала мысль, смотря ролик, что по Зоне он будет передвигаться, чуть ли, не лежа, а получилось: аномалии видны за полкилометра и необходимость в болтах пропадает (только, если кинуть им в какого-нибудь сталкера, который попросил убрать оружие). И местный AI никак не отреагирует на ваш поступок с болтом. И это, далеко, не предел. Ребята прут напролом, почти не пользуются гранатами, редко отступают, застревают в различных предметах, но всё-таки умеют прятаться за укрытием, попутно обругав вас чисто русским матом. Но, неужели, С.Т.А.Л.К.Е.Р. так плох? Конечно нет. То, что привлекает ваше внимание с самого начала игры и удерживает до самого конца – атмосфера. Чего только стоят миссии в лабораториях х16 и х18. Реалистичный фонарик (великолепно сделанный, по качеству может конкурировать только с Quаke4), ужасные звуки, пугающая музыка, выполненная в лучших традициях horror, звук собственных (и не только) шагов, дыхание. Такие же ощущения у меня возникали при прохождении Call of Cthulhu. А помогает этому симпатичный движок X-Ray, который в своё время выдавал отличную картинку. А сейчас – всего лишь(!) имеет у себя на борту стандартный набор: pixel shader 2.0, HDR освещение. А когда-то X-Ray мог стать лицом nVidia. А оно и видно – игра категорически отказывается стабильно работать с видеокартами от Ati и даже патч 1.0001 не исправляет данной оплошности. Увеличить картинку (новое окно) Звук, также, достоин отдельного внимания. Хорошая озвучка ( чего только стоит привычный нам мат), песни, звук грома. Иногда, просто хочется сесть рядом с другими сталкерами возле огня, и послушать раз пятый подряд историю или песню, и выпить водочки (вы только не увлекайтесь).
Вы не подскажете – кто крайний? Увеличить картинку (новое окно) На вопрос: «Кто виноват» - ответить сразу сложно. В какой-то степени виноваты разработчики: переоценили свои возможности и пообещали то, чего не смогли сделать (аналогичная история с Duke Nukem Forever); в какой-то степени виноваты пиарщики: так разрекламировали товар, что просто нельзя было не верить; в какой-то степени виноваты мы все: глупо схавали всё, что нам кинули разработчики и издатель, и возложили на игру большие надежды и требования. Мы с самого начала ожидали от игры чего-то незаурядного и малейший просчёт всё равно привел к теперешнему результату. здесь тов. Modya любезно кинул цитаты неизвестного геймера на обещания разработчиков. Несомненно, они правдивы, но чувствуется завышенность требований.
«Тупят, поют под гитару колыбельную умирающему в 3метрах товарищу, рассказывают по кругу 4 тупых анекдота и покупают водку со своего же стола...». А что ты хочешь, чтобы специально для тебя пригласили Трахтенберга, чтобы он рассказал все анекдоты и истории, которые знает.
"Угу, с солнцем, которое не доползая до зенита бессильно падает обратно..." Тот же случай. Убивать своё время на такую чушь бесполезно. Погодные эффекты сделаны на 10 баллов (пыль, дождь, гроза – смотрится шикарно). Это песни из разряда «почему Фримен весит столько же, сколько и 5 кирпичей» или «почему нет разнообразия в пулевых отверстиях в стенах – это нереально».
*****
Жаль, очень жаль, что игра не приобрела тот вид, который должна была. Но, что не говори, С.Т.А.Л.К.Е.Р. останется тем проектом, который мы все так ждали. Пускай не идеальным, пускай с кучей багов и глюков, но он же Наш. Мы показали американцам, что тоже можем делать игры на уровне. Кто знает, может, после пару (пару десятков?) патчей он станет именно той игрой, которую мы все так ждали. Аминь, друзья.
Геймплей: 7 Графика: 8 Звук и музыка: 10 Управление: 9 Оценка: 8.5